Подготовительные мероприятия
1. Прежде всего, надо определить день, время и место проведения акции.
День может быть как рабочий, так и выходной. У каждого есть свои плюсы и минусы.
В рабочий день администрация находится на рабочем месте и ей сложнее уклониться от диалога с народом ссылкой на то, что уехали отдыхать. В рабочий день интенсивней движение и его перекрытие вызывает более серьезные последствия, за которые несет ответственность и администрация. Поэтому у нее больше стимулов выйти к народу. Но в рабочий день сложнее собрать больше народу. А успех акции находится в прямой зависимости от численности участников акции.
В выходные дни плюсы меняются на минусы, а минусы на плюсы. Поэтому при определении дня перекрытия надо учитывать местную специфику.
Место перекрытия должно быть поблизости от здания администрации и оживленной транспортной артерии.
2. Определив день, место и время проведения акции, надо информировать максимальное количество жителей города о намечаемой акции. При этом в информационных листовках не обязательно говорить о намечаемом перекрытии. Лучше призывать на митинг. Но указать, что его цель – выступить против замены льгот компенсациями и других смертоносных реформ.
3. Если анализ показывает, что народ не готов ждать 10 и более дней, необходимые на оформление санкционированного митинга, то ничего не остается, как идти на несанкционированный. Если же вспышка не намечается, то целесообразно подать уведомление.
Дело в том, что милиция извлекает уроки из состоявшихся акций и стремится воспрепятствовать скапливанию людей на объявленных местах при проведении несанкционированных митингов.
В любом случае, митинг – это прикрытие акции по перекрытию дорог.
4. До дня намеченной акции необходимо подготовить:
- группу активистов, которая будет организовывать акцию;
- распределение ролей среди активистов при проведении акции (руководителя акции и обязательно запасного на случай выбытия из строя основного, работающих с агитматериалом, с флагом, ораторов)
- агитационный материал;
- мегафон, партийный флаг, красные нарукавные повязки;
- диктофон, а еще лучше кинокамеру.
Заранее сообщить каждому активисту его участок работы на время акции и время сбора на нее.
5. В основном, негативные последствия, связанные с организацией митинга и самого перекрытия, касаются подписанта уведомления и непосредственного руководителя акции по перекрытию. Поэтому они должны четко осознавать, что их могут задержать, подвергнуть штрафу или аресту в административном порядке на несколько суток.
6. Целесообразно сообщить в местные теле- и радиоканалы о дне, времени и месте намеченной акции. Присутствие журналистов и телеоператоров сдерживает милицию от увлечения произволом.
Митинг, как предварительная часть акции по перекрытию
1. В принципе он ведется по обычной схеме: с открытием его ведущим, ораторами и принятием резолюции.
Его отличие от традиционных митингов в том, что он должен быть максимально кратким. Иначе собравшиеся могут посчитать, что их собрали на выпускание пара и начать расходиться с жесткими обвинениями в адрес организаторов типа «предатели», «обманщики» и т.п.
2. Основная задача митинга – это принять его резолюцию с изложением требований, предъявляемых к органам власти. Желательно включать требования не только к местным, региональным, но и центральным органам власти. Требования не только социально-экономического характера, но и политического.
3. В ходе митинга следует объявить запись желающих организаторам акции в последующем помогать в информировании жителей города, поселка о дополнительных сборах и в решении других вопросов. Для начала достаточно, чтобы житель указал свои фамилию, имя и отчество и телефон, а при его отсутствии - адрес.
Акция по перекрытию автомобильной трассы
1. Руководитель акции по перекрытию в ходе выступлений и зачтения резолюции должен уловить степень готовности митинговщиков к перекрытию. Готовность может выражаться в выкриках типа «Хватить болтать», прямых призывов из толпы «Даешь перекрытие».
Степень готовности проверяется также через активистов, которые должны быть в разных точках толпы и выявлять настроения митинговщиков, затем сообщать их руководителю акции.
2. Осознав достаточную степень готовности участников митинга к более решительным действиям, руководитель дает команду на перекрытие трассы в намеченном месте.
Далее он должен обязательно работать через мегафон. Иначе могут найтись горлопаны, которые способны перекричать руководителя акции и замкнуть внимание массы на себя, сорвать акцию.
3. Как правило, при подходе к месту перекрытия трассы блокировщиков ожидают кордоны милиции. Целесообразно остановить массу людей и обратиться сначала к ним с призывом не допускать оскорбительных выкриков в адрес милиционеров и ОМОН-цев (весь гнев пусть направляется в адрес главы администрации и вышестоящих должностных лиц). Затем к милиции с коротким призывом не применять силу к участникам акции, так как они действуют в условиях крайней необходимости (см. ст. 39 УК и 2.7 КоАП РФ), с призывом пропустить народ на дорогу.
4. Затем дается команда на дальнейшее движение.
5. После перекрытия трассы надо предупредить передовые шеренги блокировщиков, чтобы они вели себя корректно в отношении водителей задержанного транспорта, часть которых может выражать свой гнев из-за задержки в весьма резкой форме.
Надо предупредить их о недопустимости силовых действий в отношении даже тех, кто будет допускать оскорбительные выкрики в адрес блокировщиков.
6. После этого надо пригласить к себе старшего милицейского кордона и потребовать вызвать к народу главу администрации. Предупредить, что народ не разблокирует трассу, пока не явится глава администрации и не будет достигнута договоренность о переговорах с делегацией участников акции.
7. Далее следует действовать по обстановке.
При явном превосходстве массы блокировщиков над силами милиции можно требовать немедленного проведения переговоров и говорить о возможности разблокировки трассы после устраивающих народ результатов переговоров. При недостаточности сил для длительного противостояния можно ограничиться обещанием главы администрации провести встречу с делегацией или со всеми желающими в ближайшие дни.
По первому варианту развивались события в Ижевске, по второму – в Солнечногорске. Причем, и при втором варианте при огромной явке солнечногорцев на встречу с главой администрации были достигнуто все, что запланировало руководство акции (оно состояло из членов нашей партии).
8. Не надо вести переговоры с должностными лицами низкого уровня. Они все равно не полномочны принимать решения, но могут заболтать людей, утомить их бесплодными разговорами, вызвать ощущение бесплодности акции и повлечь «рассасывание» толпы.
9. Во время всей акции по перекрытию, начиная с первого момента, если руководитель хочет, чтобы народ пошел именно за ним, он должен действовать уверенно, четко и жестко. При этом он не должен реагировать на разного рода демагогические тезисы со стороны милиции или других должностных лиц.
Если они будут нажимать на то, что акция не разрешена законом, то им пояснять, что народ доведен до отчаяния, он пытался остановить смертоносные реформы традиционными способами (митинги, пикеты, обращения и т.д.), но результата нет. Тогда он вынужден действовать в условиях крайней необходимости (см. приложение), чтобы защитить свои законные права и интересы.
10. В течение всей акции руководитель акции должен быть прикрыт заранее оговоренной группой активистов с нарукавными красными повязками. Заодно они должны выполнять функции порученцев по разного рода вопросам, возникающим по ходу акции: подтянуть хвост колонны; направить группу на прорыв в ослабленном месте; изолировать с группой граждан выявленного провокатора и т.д.
11. Все переговоры с милицией и представителями администрации желательно вести, как минимум, под аудиозапись. Она может пригодиться, если власть попытается привлечь «зачинщиков» к ответственности.
12. По окончании акции надо принять меры предосторожности против их задержания. Для этого, прежде чем распускать народ, надо потребовать от полномочного представителя власти, чтобы тот публично, через мегафон, заявил, что никто из организаторов акции не будет задержан. Но и после такого заявления целесообразно, чтобы приличная группа граждан сопроводила руководителя акции до места, где угроза задержания будет сведена к минимуму.
Переговоры
1. Здесь речь пойдет о переговорах, перенесенных на другое время.
В этом случае желательно их вести опять не через делегацию, а с массой людей. Вариант может быть и аудиторный – в большом зале кинотеатра или дворца культуры, и на уличном митинге. В обоих случаях надо дать широкое оповещение жителям города о дне и месте встречи с главой администрации (мэром, губернатором). В этом деле надо использовать помощников из числа записавшихся во время митинга. Им должна вручаться информационная листовка (образец в приложении).
Как показал солнечногорский опыт, при большом скоплении народа (на встрече было около 1-й тысячи граждан) власть более корректна и главное, более сговорчива.
2. Нельзя передавать роль ведущего встречи с администрацией ее представителю. Ее должен добиться руководитель акции по перекрытию трассы. Причем, оговорить это право еще во время перекрытия трассы. Если там этот вопрос был забыт или администрация решила его пересмотреть, то нужно загодя, до появления главы администрации или должностного лица на сцену подняться активисту и обратиться с предложением назначить ведущим встречи с главой администрации руководителя акции по перекрытию трассы. Реакция почти 100%-но будет положительной.
3. Целесообразно переговоры построить по такому сценарию:
- руководитель акции (он же ведущий) зачитывает резолюцию митинга, ставит на дополнительное голосование, подписывает ее и передает экземпляр главе администрации;
- глава администрации высказывает свою позицию по предъявленным требованиям;
- выступают представители некоторых общественных организаций, авторитетные жители города и просто желающие с изложением своей точки зрения на ситуацию (нельзя пытаться обойтись без раунда выступлений, народу надо дать высказаться. Желающих, как показал опыт – море. В этом случае надо примерно через 7-8 выступающих обратиться к аудитории с предложением дать выступить еще 3-5 записавшимся и перейти к заключительной части встречи. Далее посмотреть по реакции зала);
- глава администрации вновь высказывает свою позицию по новым требованиям и вопросам, прозвучавшим в выступлениях;
- ведущий по согласованию с аудиторией устанавливает срок, в течение которого администрация должна выполнить предъявленные требования;
- избирается орган для контроля за выполнением данных требований и организации акций сопротивления антинародным реформам (в Солнечногорске его назвали Комитетом спасения). Способ избрания может быть разный. В Солнечногорске было предложено войти в него всем желающим (вошло около 40 человек). Чтобы их зафиксировать, надо заранее заготовить четвертушки бумаги и раздать членам Комитета с просьбой написать свои фамилии, имена и отчества, а также телефоны и сдать их председателю Комитета для составления общего списка;
- главе администрации предъявляется требование предоставить Комитету помещение для постоянной работы и конференц-зал для заседаний Комитета по специальному графику;
- проводится заседание Комитета с избранием его председателя и нескольких заместителей, определяется круг первоочередных действий (обобщение прозвучавших предложений, определение ответственных за подачу уведомления на митинг, на котором будут доложены результаты реакции администрации на предъявленные требования, способ информирования граждан о своих действиях и т.д.).
Контрольный митинг
1. Подготовка к нему ведется по той же схеме, указанной в начале рекомендаций.
Особенность – Комитет должен к его началу иметь четкий ответ на вопрос, что выполнено, а что нет из предъявленных требований. Для этого надо добиться от главы администрации документа, подтверждающего выполнение того или иного требования. Необходимо потребовать его прибытия на митинг, чтобы он мог публично ответить о причине невыполнения того или иного требования.
2. Если заранее известно, что значительная часть требований не выполнена, или выполнены не самые принципиальные, а принципиальные «забыты», то надо готовиться к повторному перекрытию трассы.
Окончательное решение принимать по ходу митинга, ориентируясь на реакцию людей по итогам информации о степени выполнения их требования, на степень их готовности на повторное перекрытие.
3. В любом случае, призвать членов Комитета не прекращать его работу, так как, скорее всего, власть попытается пойти на частичные и временные уступки, чтобы сбить волну протеста.
Об этой же опасности следует предупреждать и народ, разъяснять ему, что если он удовлетворится временной подачкой, то вскоре все равно ему придется выходить на улицу.
Приложения
Ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость»
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
«Крайняя необходимость»
1. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.