1.
Более не имеет смысла спрашивать,
до какой степени учение Маркса и
Энгельса является сегодня
теоретически приемлемым и практически
применимым.
2. Сегодня
все попытки восстановить марксистскую
доктрину как целое в ее первоначальной
функции теории пролетарской
социальной революции являются
реакционной утопией.
3.
Хотя в основе своей двусмысленные,
существуют, однако, важные аспекты
Марксова учения, которые, в их
изменяющейся функции и в применении к
разным ситуациям, до сих пор сохранили
свою эффективность. Точно также
импульс, созданный практикой старого
марксистского рабочего движения, до
сих пор входит в практическую борьбу
народов – и классов.
4.
Первый шаг в восстановлении
революционной теории и практики
состоит в разрыве с тем марксизмом,
который претендует монополизировать
революционную инициативу, равно как и
теоретическое и практическое
руководство.
5. Маркс
сегодня является лишь одним из
многочисленных предшественников,
основателей и развивателей
социалистического движения рабочего
класса. Не менее важен так называемый
утопический социализм – от Томаса Мора
до наших дней. Не менее важны великие
соперники Маркса – такие, как Бланки,
равно как и его заклятые враги – такие,
как Прудон и Бакунин. Не менее важно, в
конечном счете, более недавнее
развитие – например, немецкий
ревизионизм, французский синдикализм и
русский большевизм.
6.
Следующие аспекты марксизма должны
быть подвергнуты особой критике:
а).
Его зависимость от слаборазвитых
экономических и политических условий в
Германии и других странах Центральной
и Восточной Европы, где он имел
политическое значение;
в).
Его безусловная приверженность
политическим формам буржуазной
революции;
с).
Безусловное принятие передовых
экономических условий Англии как
модели для будущего развития всех
стран и как объективных предпосылок
перехода к социализму; к этому можно
добавить
d).
Последствия многократных отчаянных и
безуспешных усилий вырваться из этих
условий.
7. Результатами
данных условий являются:
а).
переоценка государства как решающего
инструмента социальной революции;
в).
мистическое отождествление развития
капиталистической экономики с
социальной революцией рабочего класса;
с).
последующее двусмысленное развитие
изначальной марксовой теории
социальной революции искусственным
делением ее в теорию двустадийной
коммунистической революции; эта теория,
направленная с одной стороны против
Бланки, а с другой – против Бакунина,
отбрасывает от настоящего движения
реальное освобождение рабочего класса
и помещает его в неопределенное
будущее.
8.
Именно в данном контексте нужно
рассматривать ленинистское или
большевистское развитие; именно в
такой новой форме марксизм был
перенесен в Россию и Азию. В связи с
этим марксизм изменился; из
революционной теории он стал
идеологией. Эта идеология могла была
быть и была использована для различных
целей.
9. С
этой точки зрения нужно критически
оценивать 2 русские революции 1917 и 1928гг.,
и с этой точки зрения нужно определить
функции, выполняемые марксизмом
сегодня в Азии и в мировом масштабе.
10.
Контроль рабочих над производством
их собственной жизни не может
осуществиться в результате занятия ими
позиций на интернациональном и мировом
рынках, утраченных саморазрушительной
“свободной конкуренцией” монопольных
собственников средств производства.
Этот контроль может быть результатом
только организованного действия всех
классов, сегодня отстраненных от него в
системе производства, которая
становится сегодня все более
регулируемой монополистическим и
плановым образом.
Из
итальянского журнала "Giovanne Talpa"